?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Поделиться Next Entry
На волосок от провала.
leksandrych
Часть первая. Старый провал.



Да, всего пять лет назад его можно было назвать просто провалом, без уточнений "старый", "на третьем калийном". Первый березниковский провал куда старше своих молодых собратьев на промплощадке 1го Березниковского калийного рудника, ему уже двацать пять лет. Образовался он при затоплении 3го Березниковского калийного в июне 1986 года, ровно по тому же сценарию, что и большой провал на 1м - пробой водозащитной толщи, промывание полости, обрушение, разве что процессы были тогда быстротечнее и рудник поменьше. В отличии от троицы в городе, старый провал общедоступен - расположен он в лесу далеко от города, рост давно стабилизировался, упасть в него ещё надо постараться. А ещё старичок довольно красив.

Расположен провал в двенадцати километрах к югу от города, рядом с рудником, его породившим. Схема, иллюстрирующая взаимное расположение всех четырёх провалов.



Спутниковые технологии позволяют показать почти все березниковские провалы в одном масштабе. Слева направо - большой провал (400х320 метров), старый провал на третьем калийном (примерно 200х130 метров), провал Малыш (120х80 метров), в настоящее время засыпан. В коллекции не хватает четвёртого по счёту провала, Крохи. По размеру он превосходит Малыша, но пока не дотягивает до провала-1986 - 130х106 метров.



Итак, в прошлый выходной понедельник мы вместе с lord_pax решили навестить старого друга. На улице сильный снегопад, но - когда это нас останавливало? Самый простой путь к лесной достопримечательности - по старой пермской дороге. После полутора десятков километров доезжаем до неприметного отворота. Толщина снега уже не позволяет, как летом, доехать почти до цели, придётся идти пешком.



Грунтовка обходит провал по кругу, в принципе, можно подойти в любом месте. Тем не менее, есть некое подобие "парадного" подхода к нему, обычно именно сюда привозят краевых и московских чиновников для наглядной агитации бественного положения в городе. Даже ленточки по бокам есть. Белые.



Овраг, позволяющий спуститься ближе к воде. Хотя провал давно не расширяется, овраги по его краям понемногу растут.



Расстояние от воды до верхних краёв не слишком большое - на глаз метров 20. Но края довольно крутые, спускаться с ровной площадки на них совсем не хочется. Грунтовые воды здесь стоят низко, поэтому провал не залило под макушку, как троицу у города. Подводная глубина не менее ста метров, в момент образования она была ещё больше.



Стволы когда-то упавших в провал деревьев с расстояния выглядят как спички.



Панорамные виды с противоположных точек.






По краям в лесу ещё остались следы заградительной сетки. Свежие запрещающие надписи повесили несколько лет назад перед приездом очередной высокой делегации.



Плотный снег не позволяет как следует заснять достопримечательность, поэтому идём дальше. Выходим к гигантской просеке - здесь пойдёт конвейер со строящегося 5го калийного рудника на 3й.



Все эти годы наземный комплекс затопленного рудника работает с колёс, на привозной руде с 4го калийного, поэтому при строительстве новой калийной шахты решили не разворачивать переработку на месте, а переправить её на соседний незагруженный рудник по семикилометрому конвейеру. Пока готова только просека.



Третий рудник и станция Балахонцы. Когда-то прямо с автобусной остановки можно было пройти прямо через станцию, до самого последнего тупика. Сейчас станция за забором , в охраняемом периметре.



Через лес выходим к солеотвалу. По краю соляной стены протекает ручей.



Вода промыла в соли пещеру.






Наконец снимаю саму соляную гору.



Идем в сторону леса, где есть прямая дорога к провалу, по ней и вернёмся к машине. Отвал входит уже целиком.



На границе леса. Солеотвал в снежном тумане кажется зыбким миражом.



Ниточка сматывается. Замыкаем кольцо вокруг провала, возвращаемся к машине, едем в город.
* * *

Конечно, нынешний поход к провалу был не первым. Расскажу и об остальных, тем более что раньше в жж я эти материалы не выкладывал. Итак, осень 2005 года, одиночный поход lord_pax



На поиски провала мы ходили и раньше, ещё со школьных лет, в середине 90х. Спросить о точном расположении достопримечательности было не у кого, а карт не было. Очень плохо было тогда с картами. Фактически только с появлением гуглокарт, ещё ландсата низкого разрешения, и стало возможно в конце концов найти искомое.



Провал на рубеже веков был уже старинной диковиной, особенно никого из березниковцев не интересовавшей. Это потом, в ноябре 2006го фото провала будут жадно выпрашивать на берфоруме.



Снимал lord_pax беззумным олимпусом c170, это, наверное, был самый первый цифровик, которым ему и мне довелось пользоваться.



Окрестности. Тот самый солеотвал - семь лет назад он был заметно ниже.



Вид с железной дороги в сторону отстойника третьего калийного.



Август 2006. Год спустя мы уже вдвоём снова едем к провалу.









Провал в момент образования задел протекающий рядом ручей. С тех пор на северном борту есть небольшой водопад.



Тот самый ручей в лесу.



Каким-то образом мне удалось найти точку, с которой провал входил в кадр фиксомыльника целиком.



На обратном пути проезжаем мимо порта первого калийного.



Работает рудник и порт, по железной дороге ходят поезда. Ещё никто не знает, что до начала затопления рудника остались считанные месяцы.



Перенесёмся ещё на два года вперёд. 2008й. Свежие таблички на остатках ограждения.



Всё тот же вид со "смотровой площадки"









Водопад.






К тому времени я уже заболел панорамной съёмкой.









Вот, собственно, и всё на сегодня.




P.S. Ноябрьский апдейт поста сентябрьской фотографией.




  • 1
А ведь красиво даже! Может, когда-нибудь будет такое же озеро, как во Всеволодо-Вильве?

Когда-нибудь будет, склоны крутые, со временем сгладятся. Хотя - за 25 лет не сильно осыпались. А провал действительно очень красивый. Даже и не поймёшь, не зная подробностей, что это по сути творение человеческих рук :)

На карстовую воронку похоже.
А вода действительно зелёно-синяя или мне так кажется?

По сути все березниковские провалы - карстовые воронки. Просто происхождение не естественное. Естественным путём соляной карст на глубине 300 метров образоваться никак не может...
Вода явно имеет какой-то зеленоватый оттенок, причём со временем он меняется, на фото 2005 года цвет наиболее натуральный. Про состав воды и её солёность врать не буду, не пробовал.

"Естественным путём соляной карст на глубине 300 метров образоваться никак не может..."

Наколько я понимаю, "300 метров" - это и есть глубина ваших местных шахтных выработок ?

Ну да, 300 метров в среднем, где-то больше, где-то меньше.

Обалденная штука! А дайверы там не ныряют?

Про дайверов не слышал. Скалолазы лазят, в том числе зимой, когда вода замерзает.

Отражение подставки под Балтику и значок - шикарны!
Фотографии провалов - поражают! Надо делать экскурсии за деньги и поднимать экономику городов

Предлагаешь пособирать "на ремонт провала"? :)

Еще раз говорю: на экономику города, а не провалов. Если провалы отремонтируют, то куда возить на экскурсии?

Ну вот городские провалы что-то упорно ремонтировать пытаются :) Нет чтобы за деньги пускать. Мелкие провалы конечно невыдающиеся, а вот на большой вполне можно было, там и площадка есть специальная для тв и гостей-чиновников. Мешает только глупость и старая привычка держать и не пущщать.
А этот провал пускай будет бесплатным и общедоступным. Он ж совсем близко от города, кто знает - доберётся. Первый поход Пакса, самые ранние фото 2005 года - пеший. Он пешком дошёл от города дотуда, около 15 километров в одну сторону. Ну а что гости обходят его стороной - их проблемы. Ищут чего-то необычного в Березниках, а такую вещь пропускают.

Так велкам :) При наличии машины доехать нетрудно, разве что зимой по лесу без лыж одолеть полтора километра от дороги до провала будет не очень удобно. Летом же запросто можно доехать почти до самого места, грунтовка там неплохая.

и я забрел сюда, если покажут как доехать сорганизуемся и доедем:)

попробуем, интересно, в мае на Пыже 308 докуда доехать можно будет.

В мае, думаю, можно. Главное, дальше вот этой точки не заезжайте, завязнете -
http://www.wikimapia.org/#lat=59.288091&lon=56.8174853&z=17&l=1&m=b
дальше уже надо пешком. Ну и в мае там клещей полно.

Можно с майской поездкой совместить.

Чего не позвал, тоже было бы интересно туда сходить:) Спасибо за отчёт, оочень интересно!

Дык, как обычно, как-то резко сорвались :) Сходить можно на лыжах :) Как снег ляжет, поди что начну пробовать...

Офигеть. Спасибо за рассказ.

Вот такое это интересное место - Березники :)

А как там с ветром? С высоты метров под 300-500 видно с трассы провал можно?

С ветром там как везде, наверное, никаких особенных ветровых аномалий нет.
Провал от трассы Пермь-Березники примерно в трёх километрах.
http://wikimapia.org/#lang=ru&lat=59.289778&lon=56.861115&z=14&m=b&gz=0;568169116;592891645;554466;0;0;3945
Подъезжают к нему обычно по старой романовской дороге, вот так -
http://wikimapia.org/#lang=ru&lat=59.231649&lon=56.825409&z=12&m=b&gz=0;567388916;591461848;583648;0;370788;116188;312423;251691;367355;330856;408554;501439;264358;851132;151062;888013;0;1093422;144195;1203975;243759;1226783;346755;1328524;460052;1351324;522708;1371930;535583;1408755;582790;1422783;593948;1433303;660037;1400426;766468;1406563;801658;1429358
но сейчас уже зима, по грунтовке к провалу уже не пробиться будет. От дороги до провала по лесу будет около километра.
http://wikimapia.org/#lang=ru&lat=59.289186&lon=56.815925&z=15&m=b&gz=0;567978572;592896467;0;1315;191402;0

странно,что ручей за годны не наполнил провал.

Уровень воды в провале зависит не от ручья, а от грунтовых вод. За счёт того, что провал образовался в относительно высоком месте, вода не заполнила его до краёв, как это случилось с провалами в городе.

  • 1